Искусство Света


    Зима 1942-43 года. Группки детей пионерско-октябрятского возрас­та в валенках, разномастных пальтишках и шапках-ушанках, замотан­ные шарфами и платками так, что видны только глаза, стекаются к до­вольно большому (среди прочей городской застройки) дому. Называ­ется он - Дом Красной Армии. А город называется Новосибирск. Мо­роз больше 30 градусов. Но дети идут и идут: будет праздник, точнее - концерт.

    Раздеваются (как ни странно, работает раздевалка), занимают места в зале и на балконе. Родителей нет, только учителя. Начинаются выступления. Артисты - те же дети. Кто-то поет, кто-то читает стихи, кто-то танцует. Я - среди зрителей. Мне 10 лет. Конечно, интересно!.. Но ведь Война!.. На памяти затемнённая Москва, сирены тревог, зажи­галки, падающие во двор и на крышу нашего дома, ночи в метро, две недели дороги в товарном вагоне из Москвы в Новосибирск.... Теперь мы «выковырянные». На местном наречии это означает -  эвакуированные. В школе, в которой мы учились в первую зиму, теперь госпиталь. Занимаемся в какой-то библиотеке за общим длинным столом, тетра­дей нет - пишем на полях старых газет. Дома живем - 13 человек в одной комнате, у чужих хозяев. И хотя на сцене вроде бы праздник, но в душе - грустно.

И вдруг!.. На сцену выходит мальчик, похоже - мой ровесник. Что это?.. У него в руках - скрипка! А моя осталась дома, т.е. в Москве.... Весь этот год я ощущала жуткую тоску: мою скрипку не взяли, когда поспешно, 18 августа 1941г. уезжали в эвакуацию. Мама (профессио­нальная пианистка) сказала: «нельзя брать лишние вещи». Но мне-то она, т.е. скрипка, - не лишняя. Ведь это — кусочек меня, моей ду­ши .... И вот вдруг - радость: мальчик привез скрипку. Я поняла, что мальчик - приезжий. Он в белой рубашке, коротко подстрижен, с чёлкой, а главное - руки!.. В потрясении не слышу -  объявили ли, что он будет играть. А он уже играет.... Так я до сих пор и не знаю, что он тогда играл. Но оттуда, со сцены излился свет... Свет - и возникала внутренняя радость, что «война кончится и всё будет хорошо!..»

    Война окончилась, позади школа, институт, любимая работа (на благо советской, теперь - российской энергетики)... Многое ушло на­всегда. Но Свет, который когда-то излился в замороженном далеком Новосибирске, не иссякает. За этим Светом всю мою жизнь я обращаюсь к тому мальчику (тогда ученику замечательных педагогов П.С. Столярского, И.А. Гутмана, а затем и А.И. Ямпольского) а теперь знаменитому мэтру, не побоюсь сказать, великому Эдуарду Грачу.

    Минуло 60 с лишним лет. Опять зима, московская, слякотная зима 2005-го года. Пробираюсь чрез чавкающие лужи Малого Кисловско­го (!) переулка к вечно манящему зданию Московской Консерватории. Сегодня концерт класса профессора, народного артиста СССР, кава­лера ордена «За заслуги перед Отечеством» Э.Д. Грача.

     Уже много лет я подробно отслеживаю, как проклёвываются, оперяются и улетают в «большую жизнь» «птенцы гнезда» Грачёва (у Пушкина - «Петрова») Это - и лауреаты предыдущих международных конкурсов Евгения Гелен, Егор Гречишников, Ксения Акейникова, Юлия Игонина, Надежда Токарева, это - и герои сегодняшнего дня: Алёна Баева, Хюк Квун, Гайк Казазян. Всего около 30 лауреатов! Это - и замечательный камерный оркестр «Московия», успешно гастролирующий в России и за рубежом, скрипичная группа которого полно­стью состоит из учеников Эдуарда Грача.

Ученики Э. Грача, как и он сам когда-то, в своем исполнительском репертуаре охватывают, по существу, всю скрипичную композитор­скую палитру мировой музыки. Тут Моцарт и Чайковский, Вивальди и Сарасате, Шостакович и Гершвин, Пьяццолла и Эшпай. Но сегодня в этой палитре - особый день. Сегодня - день Паганини.

     Весь класс, от младших учеников ЦМШ до самых «свеженьких» лауреатов конкурса им. Паганини - все сегодня играют Паганини. Такой смелой программы классного вечера, по моим воспоминаниям, не задумывал ещё ни один педагог. Ведь для начала нужно выстроить «по шкале трудности» огромный композиторский багаж великого маэ­стро Паганини. Одновременно надо с абсолютной точностью пред­ставлять себе шкалу исполнительских возможностей всех 28 учеников своего класса. И, наконец, надо быть уверенным в успешной реализа­ции этих возможностей в выбранной труднейшей программе. Да и положенный в основу концерта принцип - «на классном вечере должны играть все ученики класса» - сам по себе уникален. В совре­менной терминологии всё это вместе взятое иначе, как «грандиозным проектом», не назовешь.

И вот мы в зале. Три с половиной часа (лишь с небольшим перерывом) все - от самых маленьких (ученице ЦСМШ Саше Ли - 9 лет) до почти окончивших консерваторию и уже лауреатов конкурсов Па­ганини (Алёна Баева и Гайк Казазян) - играют только Паганини. Программа выстроена в строжайших архитектурных традициях. От азов, от фундамента, на наших глазах и в нашем духовном пространстве вырастает великолепный дворец. Возведение его идет спиральными витками: с каждым следующим исполнителем возрастают как технические задачи, так расширяется и одухотворяется тематический материал.

После «Кантабиле», «Темы с вариациями» и «Вариаций на одной струне на тему оперы Россини "Моисей"» (ученики ЦСМШ) сыграны первые 6 сонат для скрипки с гитарой (младшекурсники). Эмоциональный и романтический накал нарастает - ещё 6 сонат. Играют Е. Юдасин, И. Иванов, А. Притчин и др. И вот, пока ещё студенты, но уже мастера - Н. Борисоглебский, П. Лаптева, Е. Рахимова, А. Се­геда, Е. Семенова, X. Квун - проводят нас, слушателей через «Каприсы», «Пляску ведьм» и замечательное «Perpetuum mobile». Каждый из них в возводящемся великолепном дворце открывает свою, сугубо личностную дверь в сферу технического мастерства, в сферу духа и эмоций.

     И, наконец - заключительный аккорд: без малейших человеческих затруднений, на абсолютном взлёте Алёна Баева в «Кампанелле» вы­рывается из материального пространства и взмывает в едином порыве, как квант Света, в беспредельный Космос. Это ли - не чистый Дух!?

Блестящее завершение архитектурного проекта! И, как и в каждом человеческом проекте, здесь, прежде всего - заслуга автора: худож­ника, архитектора и режиссера, в нашем случае - Э. Грача.

Так задумать и так реализовать в коллективе задуманную идею мог только он.

     Творческая воля и абсолютный авторитет педагога, с одной стороны, и глубокий психологический учёт возрастной категории исполни­телей (их романтический настрой и активное стремление к самоут­верждению), с другой, помимо высочайшей музыкальной эрудиции и собственного исполнительского мастерства — вот столпы, на которых зиждется педагогическая деятельность Эдуарда Грача.

На сегодняшний день это выдающееся явление в нашей художест­венной жизни.

Особо хочется выразить признательность замечательному мастеру гитарного искусства, заслуженному артисту России А. Гарину, принявшему участие в концерте. Высокий класс его игры и одновременно душевность и теплота, проявившиеся в процессе партнёрства с мо­лодыми исполнителями, не только украсили концерт и явились прекрасным актом солидарности по отношению к Э. Грачу, давнему товарищу по творчеству.

     В целом, хочу сказать, что задуманный и блестяще реализованный Э. Грачом классный вечер-концерт из произведений Паганини есть как раз тот самый Свет, который помогает нашему, много переживше­му поколению существовать в сегодняшнее сложное переходное время, а через его учеников, я надеюсь, будет продолжать помогать жить и свободно дышать и многим будущим поколениям.


Н. Гущина,

инженер-энергетик,

художник, член

Международной Ассоциации

«ИСКУССТВО НАРОДОВ МИРА».

20.12.2005