Тайна звука


ЮБИЛЕИ


КУЛЬТУРА №50 (7509) 21.12.2005


 

     Наверное, лауреатские победы пришли бы к Эдуарду значительно раньше, если бы не война, заставившая переехать семейство Грач с берегов Черного моря в центр Западной Сибири - город Новосибирск. И здесь, несмотря на все тяготы эвакуационного быта, юному одесситу повезло - его взял под свое крыло замечательный музыкант, также занесенный сюда войной из Киева, Иосиф Аронович Гутман, добрейшей души человек и строгий, требовательный педагог Именно с ним Эдуард подготовил программу своего первого в жизни сольного концерта, в кото­ром он исполнял произведения Витали, Венявского, Чайковского и Крейслера Концерт прошел с большим успехом и стал трамплином для поступления в московскую ЦМШ по возвращении из эвакуации. И вновь судьба улыбнулась Грачу - его взял в свой класс один из создателей советской скрипичной школы профессор А.И.Ямпольский. Этот класс не зря называли в Москве "инкубатором талантов" - в нем вызревали Леонид Коган, Юлиан Ситковецкий, Игорь Безродный. Вот в эту звездную ком­панию попал и Эдуард Грач, стремительно и жадно впитывавший в себя основные принципы школы Ямпольского: красивый, благородный "тон" (так Абрам Ильич величал звук), искрометную виртуозность, чувство стиля, глубину мысли и яркость эмо­ций.

     Свой лауреатский отсчет студент Московской консерватории Эдуард Грач начал на Всемирном фестивале демократической молодежи в Будапеште, где разделил первую премию с Игорем Ойстрахом. Затем был Конкурс имени Жака Тибо, на котором уже аспирант Грач после первого же тура стал любимцем парижских меломанов, требовавших для него первую премию. Но, как говорится, пуб­лика предполагает, а жюри располагает: Грачу дали вторую премию, за что маститые арбитры были бурно освистаны. Компенсацией для Грача стала премия города Парижа и фотография Генрика Шеринга с надписью "Всю жизнь буду помнить Ваш звук».

     Свою лауреатскую эпопею Грач завершил в 1962 году на Втором международном конкурсе имени Чайковского, к которому он готовился под руководством Д.Ф.Ойстраха после смерти Ямпольского. На этом конкурсе член жюри Йожеф Сигети впервые нарушил негласное правило, согласно которому арбитры не имеют права общаться с конкурсантами. Но великий скрипач не мог не выразить восхищение исполнительским мас­терством своего младшего коллеги. А фотоколлекция Грача пополнилась еще одним снимком, на котором Сигети написал: "Я до конца дней буду помнить Вашу сюиту Танеева"

     В своей концертной деятельности Грач многогранен," ему мало скрипки, и он с удовольствием концертирует на апьте, он выдающийся мастер ансамблевого музицирования, где его партнерами становятся известные музыканты Е.Малинин, А.Бахчиев, Н.Шаховская, М.Хомицер, Н.Иванова-Крамская. Концертный репертуар Грача поистине безграничен, он играет все, что написано для скрипки, - от старых итальянцев до современных авторов, его исполнительское мастерство - великолепный творческий катализатор для советских композиторов, которые посвящают ему и доверяют премьеры своих опусов - на "боевом счету" Грача свыше полусотни таких произведений. Арам Ильич Хачатурян часто приглашал Грача к участию в своих авторских вечерах. "Мне импонировало стремление Эдика проникнуть в суть авторского замысла и пропустить его через свою индивидуальность, вынести на сцену уже совершенным явлением искусства» - говорил Андрей Эшпай, с которым Грача связывает многолетняя творческая дружба. Композитор, по­святивший ему три скрипичных концерта, две сонаты и ряд миниатюр, сказал: "Эдуард Грач - один из крупнейших мастеров наших дней, у него особый музыкальный мир, его игра обладает необычайной экспрессией, она всегда искренна и идет от сердца, полна живого чувства. И есть еще какая-то тайна в его звуке».

Э. Грачу — 75

     В преподавательский корпус Московской консерватории Грач вошел в зените своего исполнительского мастерства, накопив большой концертный опыт. Неслучайно его консерваторский класс за короткое время за­нял одну из ведущих позиций в консерватории, неслучайно к нему про­сятся в ученики молодые скрипачи из разных регионов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди его учеников - скрипачи, уже завоевавшие международное признание: Ичун Пан (Китай), Квун Хюк Чжу (Ко­рея), россиянка Алена Баева, поко­рившая Варшаву и Брюссель, армянин Гайк Казазян, подхвативший на последнем Конкурсе Чайковского победную эстафету своего наставника, и многие другие.

     Вторая любовь Грача - дирижирование. У Грача с его огромным концертным опытом было что сказать и здесь, но не было кому - дирижерская палочка, если нет оркестра, сама не зазвучит, а своего оркестра у скрипача не было.

     Он появился, когда Грач стал преподавать в консерватории, и первыми музыкантами камерного оркестра стали студенты его скрипичного класса. Камерный оркестр "Московия" (это имя коллектив позаимствовал у банка, поначалу спонсировавшего его) звонко и уверенно ворвался в музыкальную жизнь столицы. Став за дирижерский пульт, Грач не изменил своей первой любви - скрипке, солируя в концертах Вивальди, Баха, Моцарта, в миниатюрах своего люби­мого композитора - романтика Фрица Крейслера. Каждый раз Грач ставил перед своим оркестром все новые стилевые задачи и успешно решал их: программа романтической музыки сменялась джазовыми композициями и улыбчивой опереттой, за которыми следовала строгая венская классика.

     В свои 75 лет Грач по-прежнему полон творческих планов, по-прежнему колесит по миру с концертами, мастер-классами, конкурсами. Его душа по-прежнему исправно трудится.


Евгений ЭПШТЕЙН


Фото ИТАР-ТАСС