Я рад за своих учеников


Музыкальное ОБОЗРЕНИЕ

10.2007 (286)



Профессор Московской консерватории, народный артист СССР Эдуард Грач - воплощение "Perpetuum mobile": персональные абонементы и концерты его оркестра "Московия", гастроли и мастер-классы, конкурсы и летние школы, три десятка учеников в консерватории и ЦМШ. Теперь, после структурных перемен на оркестровом факультете Московской консерватории к этим обязанностям добавилось заведование кафедрой. О своем "летнем сезоне" Эдуард Грач рассказал корреспонденту "МО".


     Лето началось с Международного конкурса им. П. Владигерова в Болгарии. Я был очень хорошо знаком с Панчо Владигеровым. У меня даже сохранилось его письмо, которое я сейчас подарил музею композитора.

     На конкурс меня пригласил его организатор - Минчо Минчев. Со мной поехали двое моих ребят, выступившие по-разному. Девочка прошла только два тура. А вот Айлен Притчин завоевал первую премию и приз "За лучшее исполнение произведений Владигерова".

     Следующие два месяца были достаточно бурными для меня. Сначала - мастер-классы во Франции: неделя в Нормандии и неделя в аббатстве Селисель- белль. Потом - впервые за несколько лет! - у меня был отпуск, целых 17 дней, которые я провел на берегу Индийского океана. А затем - новая работа: в Италии с 18 августа по 11 сентября проходил фестиваль "Violino Magico". Его артистическим директором является Павел Верников. Он собирает много замечательных музыкантов. В нынешнем году, например, приезжали Максим Венг ров и Миша Майский.

     В рамках этого фестиваля я проводил мастер-класс, работал в жюри конкурса юных скрипачей. И, самое главное, - состоялись пять концертов оркестра "Московия". Три концерта провел я, четвертым дирижировал Максим Венгеров плюс - концерт - закрытие конкурса.

     В конкурсе участвовали юные скрипачи (до 12 лет), отобранные по записям. В этом году из 90 заявок отобрали 15 человек - из России, Италии, Германии, Франции, Швейцарии, Германии, Японии, Южной Кореи, Сингапура и Казахстана. Сначала они с детским оркестром исполняли концерт Вивальди, потом одну из пьес Крей слера: "Прелюдию и Allegro в стиле Пуньяни" или "Сицилиану и Ригодон в стиле Франкера". А затем - самое интересное: каждый из 15 участников играл I часть Двойного концерта Баха с кем-нибудь из членов жюри. С кем именно - определял жребий.

     В финал проходят только четверо. И мне очень приятно, что среди четырех финалистов было двое моих учеников из ЦМШ: 12-летняя Саша Ли, которая уже известна по конкурсу "Щелкунчик", и 11-летняя Се Пель Цой. Они получили вторую и третью премию соответственно. Первую премию получила итальянка Лаура Бортолотто, а четвертой финалисткой стала девочка из Якутска - Ефросинья Ефимова. В общем, представительство России в финале составило три четверти. Это весьма приятно.

     Оркестр "Московия" играл на открытии конкурса Секстет Брамса и много других произведений и, честно Вам скажу, имел просто фантастический успех. Причем не только у широкой публики, но и, что особенно замечательно, у членов жюри, среди которых были выдающиеся музыканты.

     Потом мы играли концерт, в котором я дирижировал секстетом Чайковского "Воспоминание о

Флоренции", а солировали Юлиан Рахлин и совершенно замечательная скрипачка Джанин Янсен. Мне доставило огромное удовольствие ей аккомпанировать. Этот вечер был посвящен памяти М.Л. Ростроповича. Третий концерт - с Венгеровым: Восьмой квартет Шостаковича (в инструментовке для камерного оркестра Р. Баршая) и симфония Моцарта. У Венгерова сейчас плечо побаливает, он сам играл только "Размышление" Массне с оркестром. Затем мы аккомпанировали финалистам конкурса.

     1 сентября у нас был последний концерт в Италии, а уже 3 сентября я со своими учениками поехал в Будапешт, на конкурс им. Ж. Сигети и Э. Хубаи. Он проходил в 42-й раз и всегда носил имя Сигети, а теперь добавилось еще и имя и другого выдающегося венгерского скрипача - Хубаи. На этот конкурс собралось

великолепное, представительное жюри. Например, председатель жюри конкурса имени Крейслера в Вене и имени Менухина в Лондоне Э. Грюнберг, президент конкурса им. Крейслера М. Фришеншлагер, артистический директор конкурса в Клостер Шенталь и член жюри конкурса им. Ямпольского П. Мунтяну; Э. Переньи...

     К этому конкурсу участникам предлагалось выучить очень  много произведений, которые редко играют - сочинения Хубаи или, например, Первую сонату Изаи, посвященную Сигети.

А какой там зал! Это зал Академии им. Листа - фантастически красивый и столь же прекрасный акустически. У меня, конечно, ностальгия по этому залу: ведь именно в нем 58 лет назад я завоевал свою первую в жизни первую премию!

     Надо сказать, что конкурс был очень интересный и достаточно трудный. В финал выходят шесть человек, но только трое получают премии. Мне очень приятно, что двое моих воспитанников стали лауреатами. Студент II курса Лев Солодовников разделил I премию с венгерским скрипачом Адамом Бандой, а моя ассистентка в ЦМШ и в консерватории Екатерина Рахимова получила III премию.


Материал подготовили

Марина БРОКАНОВА,

Павел РАЙГОРОДСКИЙ