Успехи российской школы


Музыкальное ОБОЗРЕНИЕ

09.2009 (309)


 

Прошедшее лето выдалось необычайно насыщенным для народного артиста СССР, проф. Московской консервато| Эдуарда Грача. В июне он был председателем жюри двух скрипичных конкурсов: им. Бетховена в Градец-над-Моравицы (Чехия) и «Скрипка Севера» в Якутске, в июле участвовал в работе  жюри конкурса скрипачей в рамках Фестиваля Роберто Канетти в Кастельфранко (Италия), а в августе — в Клостер-Шантале (Германия). Своими впечатлениями маэстро поделился с обозревателем «МО».


     За 8 месяцев этого года я участвовал в работе жюри 11 конкурсов. Что касается лета, то в июне я был впервые приглашен в Чехию на конкурс им. Бетховена. Он проходил в замке, куда приезжал великий композитор, мы посетили те комнаты, где он останавливался и творил. Конкурс проводится по разным специальностям, в этом году играли пианисты и скрипачи. Состязание интересное и очень трудное, т.к. играть пришлось три дня подряд. Например, результаты II тура были объявлены только в 22.00, и после этого ребята, прошедшие на III тур, еще и репетировали до полуночи, а на следующий день играли. Первую премию получил юный (18 лет) и перспективный Ян Мрачек из Чехии. Это справедливо, поскольку он был лидером с I тура. Вторую премию завоевала моя ученица Дарья Кученова. Я считаю, что это — большое достижение. Ну а третью премию поделили скрипачка из Словакии Люция Копсова, американка Рена Кимура и канадец Натан Бартлей, самый старший участник (ему 31 год).

     Затем я отправился в Якутск на традиционную «Скрипку Севера». С Якутией я связан с 1964, когда выезжал в составе группы артистов на Дни музыки и литературы Москвы в Якутии и был удостоен звания заслуженного артиста Якутской АССР. Это было мое первое в жизни почетное звание. А сейчас, на открытии IV конкурса «Скрипка Севера», представитель Правительства зачитал указ Президента Республики Саха Якутия, о присуждении мне Государственной премии Якутии. Для меня это стало приятной неожиданностью.

     «Скрипка Севера» — серьезный конкурс с хорошей программой. Уровень нынешнего конкурса был достаточно высокий. А залог этого — наличие в Якутии прекрасной скрипичной школы, во главе которой стоят два фанатично преданных скрипке человека: Лариса Габышева и Станислав Афанасенко. Они когда-то задумали этот конкурс и пригласили меня возглавить жюри, что я с удовольствием делаю уже в 4-й раз.

      Я постоянно связан с ними и с их школой. Достаточно сказать, что лауреат многих конкурсов, моя ассистентка в консерватории и в ЦМШ Катя Рахимова — воспитанница Л. И. Габышевой. У меня окончила консерваторию Дина Семенова — тоже из Якутска, сейчас учится на II курсе Ксения Муромцева. Провожу в Якутске мастер-классы, а местные ребята выезжают со мной на мастер-классы в другие страны: во Францию, в Италию. Мы много раз выступали вместе с замечательным ансамблем «Виртуозы Якутии». Многие его участники становились лауреатами этого конкурса. И в этом году Ефросинья Ефимова (средняя группа) получила Гран-при как самая перспективная юная якутская скрипачка.

      Несмотря на то, что в Якутск трудно добираться, и многие иностранцы вообще не знают, где он находится, конкурс получился достаточно представительным. Помимо россиян (из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Красноярска, Сургута, Благовещенска, Хабаровска), приехали ребята из Казахстана, Франции, Канады, Кореи. Кореянка Ли Су Бин, самая младшая участница конкурса (ей нет еще 10 лет), абсолютно заслуженно завоевала I премию в младшей группе. Ее отрыв от остальных участников был настолько велик (7 баллов), что II премию мы решили не присуждать.

     У более старших ребят таких разрывов не было. В средней группе мы присудили две первые премии. Одну получила прекрасная девочка из Новосибирска Александра Адьянова, другую — китаянка из Канады Чэнь Ен Хо Анни, которая учится в Лондоне у моего сына. Такая же ситуация сложилась и в старшей группе, с той разницей, что победителей было трое: мои ученицы Дарья Кученова и Виктория Гусаченко набрали абсолютно одинаковое количество баллов, а еще один мой студент, Николай Грабовский, отстал от них на 0,03 балла. Ему мы тоже присудили I премию, ибо иное решение было бы несправедливым.

      Организация конкурса была прекрасной. Все мы жили и работали в «Канадской деревне» — коттеджном поселке в 16 км от Якутска, который бывший президент тии М. Николаев отдал Школе музыки. Была хорошо организована реклама, и на всех прослушиваниях был аншлаг.

      А в середине июля, сразу после приемных экзаменов, я выехал на конкурс Роберта Канетти в город Кастельфранко, в 40 км от Венеции. Помимо фестиваля и конкурса, там проходили и мастер-классы. Учас ков было немного, 17 человек, но все о сильные, интересные скрипачи из Австралии, Армении, Беларуси, Венгрии, Германии, Греции, Китая, России, США, Тайваня и Японии. В финале играли 6 человек, и премию завоевал мой ученик Айлен Притчин. Он уже зрелый, опытный боец, перешел на V курс, концертмейстер оркестра «Московия», один из моих лучших учеников. Это его третья большая победа, до этого он выиграл юношеский конкурс им. Чайковского в Японии и конкурс им. Владигерова в Болгарии. Притчин также получил специальный приз за лучшее исполнение обязательного произведения на II туре — пьесы израильского композитора М. Копытмана «Посвящение». II премию получил 15-л ний Сейджи Окамото из Японии. A III премию разделили австралиец Филипп Бретт который учится в Лондоне, и студент II курса Московской консерватории Рустем Монасыпов, ученик проф. В.М. Иванова.

      В середине июля я по традиции выезжал в Израиль на мастер-классы в международную школу «Кешет Эйлон», которую возглавляет Шломо Минц. В них участвовали 5 моих учеников, трое из которых Л. Солодовников, Сепель Цой и А. Коряцкая — выступили на заключительном концерте в Тель-Авиве. А мы со Шломо Минцем исполнили Двойной концерт Баха.

А в августе я был членом жюри самого, на мой взгляд, престижного юношеского конкурса скрипачей — в Клостер-Шантале. Все мои лучшие ученики — А. Баева, Н. Борисоглебский, Г. Казазаян — начинали свою карьеру с побед именно на этом конкурсе. На сей раз в младшей группе моя ученица Сепель Цой получила IV премию. Всего же за год, с 1 сентября 2008 по 1 сентября 2009, 15 моих учеников завоевали на международных конкурсах 23 премии, из них 10 первых.

      В общем, у нас много одаренных ребят. Я не согласен с тем, что наша школа сдает свои позиции, хотя конкуренция за последние 10-15 лет необычайно возросла, особенно со стороны представителей Азии, которые в большом количестве представляют и другие страны и континенты. Меня волнует другое: у наших ребят нет сейчас настоящего выхода на сцену. Когда-то наша концертная жизнь планировалась, мы попадали в государственный план, много ездили. Молодой исполнитель сразу получал шанс показать себя. Я думаю, что мы зря отказались от этой системы. Хорошо, что у меня есть абонементы, концерты с «Московией». Но когда мои ученики начинают самостоятельную концертную жизнь, им приходится гораздо труднее.

      Еще одна проблема: когда-то советские скрипачи или виолончелисты, приезжая на конкурсы, играли на самых лучших инструментах. А сейчас у наших ребят, по сравнению с остальными, самые худшие инструменты. Все это, конечно, играет против них.

      Есть и другие сложности. Например, ЕГЭ, из-за которого абитуриенты, блестяще сдавшие специальность, иногда, к сожалению, оказываются вне списка поступивших. Я считаю, что так быть не должно.

      Но в целом я оптимист. И результаты прошедших конкурсов убеждают меня в том, что наша скрипичная школа по-прежнему одна из ведущих в мире.


Беседовал Павел РАЙГОРОДСКИЙ