Новогодний бал с «Московией»

 

Российский музыкант №8 (1238) декабрь 2005

Газета Московской государственной консерватории



Уже который год третьего января публика спешит в Большой зал Московской консерватории, где ее ждет «Новогодний бал». Так называется праздничная концертная программа, которую ежегодно дарит публике камерный оркестр «Московия» и его организатор — бессменный художественный руководитель и дирижер Эдуард Грач. В этом году «Новогодний бал» окрашен в юбилейные тона — в декабре уходящего года коллективу исполняется 15 лет, а руководителю — 75!

«Московия» — камерный оркестр Московской консерватории, учебный оркестр, где играют наши студенты и аспиранты, которые постигают вершины ансамблевого оркестрового мастерства с помощью своего профессора Э.Д.Грача. И одновременно «Московия» — широко известный музыкальный коллектив с обширным репертуаром, включающим произведения Вивальди, Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Брамса, Грига, Чайковского, Шостаковича. Шнитке, Щедрина, многочисленные миниатюры, переложения и обработки известных сочинений. За прошедшие годы оркестру аплодировали слушатели Италии, Германии, Франции, Греции, Югославии, Польши, Кипра, Китая, Эстонии, Хорватии, Македонии, не говоря о многочисленных родных городах и весях.

И в столице, словно оправдывая свое название, оркестр «Московия» выступает много. Он постоянный участник двух филармонических абонементов, которые пользуются большим успехом у московской публики — «Играет и дирижирует Эдуард Грач» в Большом зале и «Эдуард Грач и ученики» — в Малом. Консерваторские стены давно приняли оркестр под свои своды, хотя статус собственно консерваторского концертного подразделения он приобрел лишь несколько лет назад. Видимо, «де юре» установился по­рядок вещей, заложенный «де факто» в самом принципе формирования коллектива.

Уникальность камерного оркестра «Московия» — в его составе. Все скрипачи — ученики консерваторского класса про­фессора Э.Д.Грача. Это единая школа скрипичного музицирования, с характерными для их Учителя наполненным выразительным звуком, манерой игры, аппликатурой, штрихами... Дирижер-инструменталист в камерном оркестре, собственными пальцами чувствующий природу инструмента, — это всегда плюс. А если дирижер — учитель, который ежедневно формирует в тебе музыканта, контакт и понимание с которым присутствуют на «телепатическом» уровне? Тем более учитель, у которого ученики ежегодно привозят высокие награды с престижнейших международных конкурсов?

Профессор Э.Д.Грач, сам победитель нескольких международ­ных конкурсов скрипачей, замечательный педагог, в роли дирижера — главная составляющая большого и заслуженного успеха «Московии».

Преемственность традиций, глубоко уважительное отношение к учителю заложены в оркестре на «генетическом» уровне. Ведь поводом для возникновения коллектива послужило именно такое событие: готовясь к выступлению на торжественном концерте в честь 100-летия со дня рождения своего выдающегося педагога — профессора А.И.Ямпольского, Э.Д.Грач решил сыграть «Зиму» из «Времен года» Вивальди и несколько пьес Крейслера со «своим» камерным оркестром. В него вошли студенты-скрипачи его консерваторского класса, которые сами выбрали и пригласили других консерваторцев — альтистов, виолончелистов... Так пятнадцать лет назад, 25 декабря, и родилась «Московия».

Разумеется, в оркестре все время происходит ротация — «оперившиеся» молодые музыканты периодически уходят в свою большую исполнительскую жизнь. Кто-то раньше, кто-то позднее. Маэстро никого не задерживает, но и не просит уйти — атмосфера сотворчества владеет всеми и каждым, от нее трудно отказаться. Тем более что есть и еще один «фирменный знак» коллектива: в нем любой участник — одновременно и оркестрант, и солист.

Слово «оркестрант» вообще не совсем точно отражает сущность музицирующих в «Московии». Точнее, наверное, — «ансамблист». Э.Д.Грач считает свой оркестр ансамблем солистов, и они таковыми являются как в переносном, так и в прямом смысле. И не только потому, что занятия в оркестре оказываются продолжением уроков в индивидуальном классе, но и потому, что здесь почти на равных можно осваивать оба направления творческой деятельности — солиста и оркестранта. Это снимает возможный дискомфорт, когда студент, ощущающий себя только солистом, всячески избегает оркестровой практики и в будущем может столкнуться с большим разочарованием в становлении собственной карьеры.

Маэстро Э.Грач дает возможность своим музыкантам готовить и играть сольные партии со своим же оркестром. Нередко одну сольную программу готовят несколько исполнителей, и даже в одном сочинении могут поочередно солировать разные музыканты. Например, в «Венском карнавале» Паганини тему tutti играют все, а вариации — каждый раз новый солист, причем там есть вариации и у альтов, и у виолончелей. Это очень эффектный прием, когда исполнитель прямо на сцене выходит из оркестра, выступает в виртуозной сольной партии и затем возвращается назад в оркестр, уступая место новому солисту. Только музыкант поймет всю сложность задачи, не только технической, виртуозной, но и психической — ведь должна происходить моментальная смена установки с индивидуалистичной на коллективно-ансамблевую и обратно. Замечательный тренинг для молодого «свободного художника»!

Оркестр «Московия» много аккомпанирует и своему профессору. А на открытии IV Международного конкурса имени А.И.Ям­польского (который будет проходить в залах ЦМШ и Московской консерватории) 24 апреля будущего года «Московия» даст программный вечер: «Профессора консерватории играют произведения Моцарта». Среди участников-солистов — И.Бочкова, Э.Грач, В.Иванов, С.Кравченко, И.Фролов, М.Яшвили...

Завершается еще один круговорот в природе — на пороге Новый год. И будет в каждом доме сверкающая елка и торжество с пожеланиями здоровья и счастья. И будет «Новогодний бал» в Большом зале — веселый праздник музыки с интригующими масками во время исполнения искрящихся как шампанское вальсов Штрауса и «Венского карнавала» Паганини, с захватывающими танго Пьяццоллы и другими милыми сюрпризами... С наступающим Новым годом, дорогие любители музыки!


Проф. Т.А.Курышева